Дрезна
Проблематика
Туризм — одна из ключевых возможностей повысить благосостояние города. Но в большинство городов России туристы никогда не приедут. Вот причины:
отсутствие информирования | нет понятных и удобных сервисов |
Решение
Наш метод развития города основан именно на туризме. А туризм мы предлагаем развивать, основываясь на урбанизме и анализе. Приведенный ниже способ обладает рядом преимуществ:
— не обязательно тратить много денег
— можно быстро реализовать
— предполагает устойчивое развитие
— используются локальные ресурсы (ценности, среда, предприниматели, сообщества)
— появляется понимание векторов дальнейшего развития
Это принесет пользу всем:
туристу | горожанину | администрации | городу |
понятные сервисы надлежащего качества | локальный патриотизм, городскую культуру | политические очки | экономическое развитие |
Метод основан на трех шагах:
1. Правильно позиционировать существующие ценности и использовать локальные ресурсы
Важно, чтобы туристы могли легко узнавать основные ценности города и легко ими воспользоваться. Для этого нами проводится аналитическое исследование, включающее в себя изучение истории города, существующего положения, архитектурных особенностей и выявление локальных ценностей.
2. Создать качественные узнаваемые сервисы
Для этого необходимо предоставить производителям местных сервисов и продуктов сервис, позволяющий организовать продвижение и продажу с максимальным охватом аудитории, а также легальное ведение бизнеса легко и «без заморочек».
3. Системно информировать
Для этого создается онлайн и оффлайн площадка, которая является центром агрегации, репрезентации и продажи ценностных ресурсов региона.
В результате этих шагов:
повысится рейтинг целого региона
увеличится туристический трафик
малый бизнес встанет на ноги и привлечет дополнительные инвестиции
повысится локальный патриотизм
Шаг 1. Правильное позиционирование локальных ценностей
Данный метод подходит для поселения любого размера — от деревни до мегаполиса. Для выбора объекта исследования были использованы следующие критерии:
доступность | население | площадь | достопримечательности | название | известность |
50–100 км | 10–30 тысяч человек | 5–20 км2 | нет выдающихся | интересное | малоизвестный город |
В качестве первого города была выбрана Дрезна. Город не на слуху, не имеет глубокой истории и на первый взгляд совсем не интересен. Но мы докажем обратное! Если способ работает для такого незаметного города, то для города с историей и заметными достопримечательностями сработает тем более.
Дрезна находится между Павловским Посадом и Орехово-Зуево и может стать дополнительным остановочным пунктом на пути между городами:
Историческая справка:
1897 — начало строительства мануфактуры 1899 — начало работы мануфактуры 1940 — присвоен статус города 1943 — пожар в Дрезне 1952 — строительство новой школы 1957 — первый магазин самообслуживания 2003 — прекращение работы фабрики |
Периодизация застройки:
Исторические постройки:
Конструктивизм:
Деревянные дома:
Кирпичные постройки до 1970-х годов:
Башни и трубы:
Памятники и скульптуры:
Уникальные объекты:
Религиозные объекты:
В результате были выявлены объекты с особой архитектурной ценностью:
Видовые точки:
Ландшафтные особенности:
Городские легенды:
Микротопонимы:
Локальные ценности:
Сценарии пребывания туристов в городе
На сегодняшний день туристу в городе нечего делать. Но если турист будет знать, куда идти и что смотреть, он сможет провести в городе до пяти часов. Всю информацию мы уже собрали и нанесли на карту. Теперь необходимо ее систематизировать и выстроить маршруты.
Турист попадает в город (на машине, автобусе или поезде). Определяем места для возможного расположения туристко-информационных центров или инфо-стоек.
Составляем несколько маршрутов разной длины.
Короткий маршрут (здесь и далее — красным текстом выделены точки возможного развития дополнительных сервисов):
инфо-центр | +5 мин | |
вокзал-казармы | 10 мин | |
осмотр казарм | 5 мин | |
казармы-деревянные дома | 10 мин | |
новые кофейни на маршруте | +15 мин | |
прогулка вдоль пруда | 15 мин | |
Длинный маршрут:
инфо-центр | +10 мин | |
осмотр деревянных домов | 15 мин | |
вокзал-башня | 5 мин | |
осмотр башни без захода внутрь | 5 мин | |
если открыть башню для посетителей | +15 мин | |
башня-больница-казармы | 10 мин | |
осмотр казарм снаружи и внутри | 5 мин | |
если открыть мануфактуру и кафе на территории | +60 мин и обед | |
прогулка до фубров и стадиона | 10 мин | |
осмотр фубров | 15 мин | |
прогулка по набережной пруда | 20 мин | |
Выявляем проблемные участки на маршруте. Эти участки необходимо поправить/улучшить/благоустроить: где-то сделать тротуар, где-то провести санитарную подрезку, где-то организовать пешеходный переход и т. д. Все эти работы не требуют больших затрат.
Анализ существующих туристических сервисов. Очевидно, что уровень сервисов надо менять.
Предложения по обустройству общественных мест на пути движения туристов:
Варианты позиционирования
Сводные ценности Дрезны:
- мануфактура
- казармы начала 20 века
- деревянные дома конца 19 века
- отсутствие высотного строительства
- здания эпохи конструктивизма
- большое количество зелени
Предлагаем варианты:
Разработка программы
Программа — серия интервенций-исследований действием, воркшопов с локальными бизнес-сообществами и активистами, в результате которых локальные ценности должны стать предметом спроса на глобальном туристическом рынке.
- открытые практики, порождающие сообщество, которое будет что-то менять
- формирование нетворка
- кроссекторальное взаимодействие
- исследование местных ресурсов и запуск механизмов рекультивации локальной идентичности
образование | работа | праздник |
Рекомендации по активации исторической мануфактуры:
культурный кластер | музей с точечным крафтовым производством | промышленный парк |
Шаг 2. Создать качественные информационные сервисы
Туристко-информационный центр (ТИЦ) — первая точка контакта туриста с городом. На этом этапе турист должен получить информацию о качественных сервисах. ТИЦ является своеобразным фильтром качества. Часть услуг предоставляются здесь же, другие — рекомендуются. Важно, чтобы ТИЦ являлся коммерческим предприятиям (наряду с бесплатными оказывал и платные услуги) и приносил прибыль его владельцу. Мы предлагаем использовать комплексную франшизу, а бизнес-план разрабатывать исходя из потребностей каждого конкретного города.
Возможные типологии:
встройка в первые этажи зданий | стойка информации | отдельностоящий павильон |
Размеры ТИЦ:
20м2 | 100м2 | 200м2 |
В зависимости от конкретной локации и потребностей на месте функциональные блоки могут быть
использованы частично, расширены или уменьшены
ТИЦ работает не только на туристов (а в России туристический поток напрямую связан с сезонностью), но и на жителей самого города (вне сезона). Становится важной культурной площадкой, местом, где рождаются и развиваются местные сообщества.
Возможно гибкое функциональное наполнение, которое может меняться в зависимости от потребностей:
инфопоинт | + инфопоинт/кофепоинт/сувенирная продукция | + коворкинг/офис | + закусочная |
инфопоинт | + инфопоинт/кофепоинт/сувенирная продукция | + лекторий/кинотеатр | + закусочная/ ивент-площадка/ библиотека |
инфопоинт | + инфопоинт/кофепоинт/сувенирная продукция | + ивент-пространство | + закусочная/ капсульный отель |
Шаг 3. Системно информировать