Кудыкина гора
Анализ существующего положения
Парк «Кудыкина гора» уже хорошо известен в Липецкой области. Одна из основных миссий парка — повышение уровня культуры в регионе. Но, не смотря на завораживающую природу и огромный потенциал, до недавнего времени посетители воспринимали его скорее как зоопарк для детей. А из-за стилистических путаниц его идентичность тяжело было установить. Нас пригласили разработать целостную пошаговую стратегию развития, чтобы выйти на новую качественную ступень.
Мы начали с анализа его функционирования, существующей экономической модели, изучения отзывов, выявления сильных и слабых сторон. Всё это текст и таблицы. Но для интернет версии мы постарались оставить только самые интересные из них :)
Итак, ниже — общий вид парка, схемы маршрутов и существующие объекты:
лето | зима |
Территория парка делится на две разные по насыщенности части. Первая — ближе к главному входу, наполнена функциями и развлечениями. Вторая часть более дикая — здесь находятся ландшафтные особенности парка: крутые перепады рельефа, курган, река Дон. Но посетители сюда почти не доходят. | Зимой территория парка почти не используется из-за сезонности аттракторных функций. Проще говоря, все развлечения при входе. |
Для выявления главной особенности парка все объекты были распределены по группам.
Историзм | Гротеск / Натурализм | Восточные мотивы | Деревянные объекты | Детская архитектура | Сказочные мотивы | Временные конструкции | ||
В существующих сооружениях парка преобладают фольклорные и сказочные мотивы. Это важная уникальная черта, которая учитывалась при формировании позицонирования.
Позиционирование
К какому из существующих 11 типов парков, потенциально тяготеет «Кудыкина гора»?
Ландшафтный | Спортивный | Зоологический | Дендрологический | ||
Археологический | Этнографический | Исторический | Парк-выставка | ||
Тематический | Развлечения и отдыха | Мемориальный | Парк «Кудыкина гора» | ||
Чтобы это понять, нужно сравнить «Кудыкину гору» с другими парками. Ниже представлена схема формирования технического задания и главной концепции.
После сравнения типологических особенностей разных парков с «Кудыкиной горой», были выявлены типовые и уникальные составляющие. |
типологические особенности парков | типовые составляющие | уникальные составляющие |
Выводом по таблице типовых составляющих стал список функций для улучшения парковой инфраструктуры в «Кудыкиной горе». |
инфраструктура для водного транспорта | мобильная связь | декоративное освещение | |||||
травалаторы/ экстрерьерные лифты | медпункт | подвесные воздушные мостки | |||||
WI-FI | электрический транспорт | декоративные посадки | |||||
навигация | охрана |
Больше всего общих функций у «Кудыкиной горы» с ландшафтным парком. |
После сравнения уникальных составляющих «Кудыкиной горы» с другими парками, были выявлены недостающие и избыточные функции. |
Недостающие функции оценили с экономической точки зрения. |
Вывод по таблице:
кассы/ платный вход | спортивные площадки | подвесной транспорт | ||||||
рыбалка | детские комнаты | исследовательские центры/ лаборатории | ||||||
зоны для пикников | домики для жилья/ хостелы/ гостиницы | инфраструктура для транспорта с ручным/ ножным приводом | ||||||
временный планетарий | клубы по интересам | мемориалы/ памятники | ||||||
прокат спортивного/игрового инвентаря | аттракционы | ночное использование | ||||||
прокат специального/ технического оборудования | образовательные классы/ лектории | |||||||
прокат средств передвижения | экспозиционные пространства | |||||||
сбор печатей | ||||||||
специальные спортивные сооружения |
Аналогичная оценка для избыточных функций. Есть составляющие, которые невозможно оценить (они обозначены в пустых кружках). |
Вывод по таблице:
агрокультурные посадки | бугельный подъёмник | детские площадки | заповедные зоны | ||||||
хранение специального инвентаря | сцена | зоопарк | уникальный рельеф | ||||||
лыжи | танцевальная площадка | вертолётные экскурсии | историческая ценность | ||||||
коньки | лэнд-арт | ферма | сохранение естественного озеленения | ||||||
палаточный лагерь | фестивальные площадки | монастыри | |||||||
пляж | этнические особенности | ||||||||
народные промыслы | художественные инсталляции | ||||||||
экскурсии |
Далее определили коэффициенты выгодности каждого типа парка и подсчитали показатели прибыльности при минимальных затратах. Так было отсеяно невыгодное позиционирование.
оценка деконструкции избыточных функций | выводы по экономической целесообразности каждого вида парка |
Итак, парк «Кудыкина гора»
не выгоднее всего позиционировать как мемориальный, археологический, исторический, тематический и спортивный парк. Остаются выставочный, этнографический, ландшафтный, дендрологический, зоологический и парк развлечения и отдыха. |
Проанализировав соседние парки в Воронежской, Липецкой и Тамбовской области, мы обнаружили элементы, которые отсутствуют во всех трёх областях, но при этом могли бы стать особенностью для «Кудыкиной горы». |
уникальный рельеф | этнические особенности | народные промыслы | лэнд-арт | художественные инсталляции | агрокультурные посадки | ||||||
Ландшафтный парк | Этнографический парк | Парк-выставка | Дендрологический парк | ||||||||
В «Кудыкиной горе» есть на что посмотреть: курган, холмы, пересечение двух рек и живописные поля. | Этнография может стать для гостей парка диковинной особенностью, если развивать её централизованно и целенаправленно. | Такая типология парка может стать уникальной, так как аналогов целенаправленного развития лэнд-арта и масштабных художественных инсталляций нет. | Такое направление может стать отличным дополнением к ландшафтной составляющей «Кудыкиной горы». |
Из-за уникального рельефа парк «Кудыкина гора» выгоднее всего развивать как Ландшафтный парк с элементами этнографического, дендрологического, зоологического и выставочного парков. |
Анализ целевой аудитории. Есть 3 группы людей с точки зрения экономики парка. Нужно определить, какими функциями пользуются посетители, и выяснить, кто желанный гость, а кого придется избегать в архитектурной части проекта. |
Неплатёжеспособные | Платёжеспособные | Приносящие прибыль | ||
Пенсионер Подросток Ребенок Жители соседних деревень Асоциальные люди Художники Собаководы Пьяницы | Турист Молодёжь Родитель с ребёнком Большие компании Романтичные парочки Спортсмены Фрилансеры Клубы по интересам Одиночки | Музыканты/ Артисты Торговцы |
И еще есть сверхзадача — повышение уровня визуальной культуры, развитие гуманного отношения к природе и окружающему миру. |
В итоге получилась формула будущего парка «Кудыкина гора»
— это ландшафтный, дендрологический и этнографический парк с элементами зоологического и выставочного, который в основном ориентирован на молодёжь, на родителей с детьми, а также на прибыльных арендаторов и малый бизнес (питание, развлечения, фестивали). |
Концепция
После анализа-исследования и составления технического задания получилось 11 вариантов сюжета парка. Наиболее удачный выделен жирным шрифтом.
Варианты концепций позиционирования:
Природный парк ремёсел Сад волшебных умений Природная «Кидзания« Природный парк народных чудес Парк сказочной природы Невероятный парк этнографии Природно-этническая оранжерея сказок Фольклорно-этнографический парк природы Полевая станция юных натуралистов Парк адаптации к природе Парк того, что сейчас |
В процессе обсуждений, заказчики поняли, что не хотят тратить ресурсы на «народность» парка, поэтому остался «Природный парк чудес».
"Природный парк чудес".
Доминирующая функция: ландшафт.
Возможная программа парка: достижение сверхзадачи через созерцание природных красот, умело подчеркнутых и сохраненных. Необычные способы демонстрации природы и форматы пребывания в парке. Должен быть современным и, чтобы соответствовать выявленной целевой группе, должен обладать большой долей интерактивности. Наполнение парк — максимально приближенные к природе активности. Прогулка и наблюдение — основные способы взаимодействия и связи с чудом. Смещение понятия чуда, как волшебства, в сторону прекрасного, природного.
Возможная архитектура: простая, лаконичная, «невидимая», с чудными необычными элементами.
Функциональное зонирование
Было предложено несколько вариантов функционального зонирования:
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5 | 6 | 7 | 8 |
Больше всего к концепции подходит вариант, размещенный ниже, где центральная область парка полностью свободна и природна и может использоваться для лэнд-арт экспозиций, а остальные функции распределены по периметру. Если навести курсор на изображение снизу, можно увидеть, какое зонирование было до недавнего времени.
лето | зима |
В итоге, сформировалось 8 тезисов проекта:
Весь маршрут составляет около 5 км. | Периметральный маршрут позволяет охватить всю территорию парка и вовлечь людей в исследование территории. | Мы показали, что в парке есть река. Раньше она была заросшей и непривлекательной. | В сердце парка остаётся нетронутая природа. | ||
Если ты устал, есть кольцевой транспорт — электрокары, которые курсируют по часовой стрелке. | Система остановок спроектирована с привязкой к активностям на маршруте. | На маршруте есть кафе и туалеты примерно через каждые 1,5 км. | Есть карта-путеводитель (смотрите здесь). По ней можно легко сориентироваться и превратить посещение парка в увлекательный квест. |
Реализация
контрольно-пропускной пункт | входная группа 2 | зона ветряных арт-объектов | пляж | ||||||
склад | контактные животные | жилая зона 1 очередь | glamcamp 2 очередь | ||||||
магазин/ прокат/ выставки | костровая беседка | жилая зона 2 очередь | glamcamp 3 очередь | ||||||
информационный центр/ ресторан | душ и туалет | glamcamp 1 очередь | выпас цветных овец | ||||||
прокат/ навес | площадка для фудтрака | парковка на 45 м/м | верёвочный парк | ||||||
детский центр | беседка для мероприятий | круг управления каретой | внесезонный тюбинг | ||||||
баня | круглое кафе | площадка посадки на каретный круг | горнолыжный спуск | ||||||
прокатные кассы | прокат/ каминная | тайная поляна | выпас для коней | ||||||
неконтактные животные | конюшня | зелёный лабиринт | смотровая башня | ||||||
помещения зоопарка | остановка для трансферов | парковка на 22 м/м | особенное дерево | ||||||
спортплощадка | основная парковка на 970 м/м | палаточный лагерь | глазной источник | ||||||
лодочная станция/ ресепшн | площадка для волейбола | остров с качелями |
Конечно, предстоит еще большая работа, которая займет не один сезон. Поэтому некоторые функции в процессе могут «отвалиться» или преобразоваться во что-то новое. И такая адаптивность, возможность приспосабливаться к современным условиям уже заложена в концепцию. Продолжение —
разработка фирменного стиля.
Но сначала посмотрите фотографии, концепция уже начала реализовываться. И, конечно, лично посетите «Кудыкину гору» и смотрите вместе с нами, как парк меняется от сезона к сезону!
UPD: Маршрут готов!
Реализована пятикилометровая дорога-туристический маршрут для людей, коней и электрокаров. Наслаждайтесь нашей архитектурой:
Icons created by: | ||||||
Ary Prasetyo Princess Kamudawati Iconfactory team Panda icons Amy Morgan Shital Patel Anden Kadri Ben Davis Artem Kovyazin iconsmind Dinosoft Labs Uzier Syarief | Andrey Andrejs Kirma Hector Valle Icon Fair Shmidt Sergey lastspark tracy tam Arthur Shlaim Gregor Cresnar Dairy Free Design JohnnyZi | Adrien Coquet Gregory Montigny Sven Gabriel artwork bean Vectors Market Emma Mitchell Icon Depot Kavya icon54 bmijnlieff Gregory Montigny | Sandra Srinivas Agra Emily Haasch Nithinan Tatah Agni Anton Barbaron Takao Umehara Rudez studio Sergey Demushkin Ivan Kostriukov | Freepik EucalypSmashicons | ||
from thenounproject.com | from flaticon.com |