Анализ существующего положения

Парк «Кудыкина гора» уже хорошо известен в Липецкой области. Одна из основных миссий парка — повышение уровня культуры в регионе. Но, не смотря на завораживающую природу и огромный потенциал, до недавнего времени посетители воспринимали его скорее как зоопарк для детей. А из-за стилистических путаниц его идентичность тяжело было установить. Нас пригласили разработать целостную пошаговую стратегию развития, чтобы выйти на новую качественную ступень.

Мы начали с анализа его функционирования, существующей экономической модели, изучения отзывов, выявления сильных и слабых сторон. Всё это текст и таблицы. Но для интернет версии мы постарались оставить только самые интересные из них :)

Итак, ниже — общий вид парка, схемы маршрутов и существующие объекты:


лето
зима


Территория парка делится на две разные по насыщенности части. Первая — ближе к главному входу, наполнена функциями и развлечениями. Вторая часть более дикая — здесь находятся ландшафтные особенности парка: крутые перепады рельефа, курган, река Дон. Но посетители сюда почти не доходят.
Зимой территория парка почти не
используется из-за сезонности аттракторных функций. Проще говоря, все развлечения при входе.





Для выявления главной особенности парка все объекты были распределены по группам.


Историзм
Гротеск / 
Натурализм
Восточные
 мотивы
Деревянные
 объекты
Детская
 архитектура
 Сказочные
 мотивы
Временные
 конструкции




























В существующих сооружениях парка преобладают фольклорные и сказочные мотивы. Это важная уникальная черта, которая учитывалась при формировании позицонирования.

Позиционирование

К какому из существующих 11 типов парков, потенциально тяготеет «Кудыкина гора»?




Ландшафтный
Спортивный
Зоологический
Дендрологический










Археологический
Этнографический
Исторический
Парк-выставка










Тематический
Развлечения и отдыха
Мемориальный
Парк «Кудыкина гора»







Чтобы это понять, нужно сравнить «Кудыкину гору» с другими парками. Ниже представлена схема формирования технического задания и главной концепции.

После сравнения типологических особенностей разных парков с «Кудыкиной горой», были выявлены типовые и уникальные составляющие.









типологические особенности парков
типовые составляющие
уникальные составляющие

Выводом по таблице типовых составляющих стал список функций для улучшения парковой инфраструктуры в «Кудыкиной горе».












инфраструктура для водного транспорта
мобильная связь
декоративное освещение



травалаторы/ экстрерьерные лифты
медпункт
подвесные воздушные мостки



WI-FI
электрический транспорт
декоративные посадки



навигация
охрана



Больше всего общих функций у «Кудыкиной горы» с ландшафтным парком.


После сравнения уникальных составляющих «Кудыкиной горы» с другими парками, были выявлены недостающие и избыточные функции.












Недостающие функции оценили с экономической точки зрения.

Вывод по таблице:












кассы/ платный вход
спортивные площадки
подвесной транспорт




рыбалка
детские комнаты
исследовательские центры/ лаборатории




зоны для пикников
домики для жилья/ хостелы/ гостиницы
инфраструктура для транспорта с ручным/ ножным приводом




временный планетарий
клубы по интересам
мемориалы/ памятники




прокат спортивного/игрового инвентаря
аттракционы
ночное использование




прокат специального/ технического оборудования
образовательные классы/ лектории






прокат средств передвижения
экспозиционные пространства







сбор печатей




специальные спортивные сооружения

Аналогичная оценка для избыточных функций. Есть составляющие, которые невозможно оценить (они обозначены в пустых кружках).

Вывод по таблице:










































агрокультурные посадки
бугельный подъёмник
детские площадки
заповедные зоны


хранение специального инвентаря
сцена
зоопарк
уникальный рельеф


лыжи
танцевальная площадка
вертолётные экскурсии
историческая ценность


коньки
лэнд-арт
ферма
сохранение естественного озеленения


палаточный лагерь
фестивальные площадки
монастыри




пляж
этнические особенности






народные промыслы
художественные инсталляции






экскурсии







Далее определили коэффициенты выгодности каждого типа парка и подсчитали показатели прибыльности при минимальных затратах. Так было отсеяно невыгодное позиционирование.




















оценка деконструкции избыточных функций

выводы по экономической целесообразности каждого вида парка

Итак, парк «Кудыкина гора» не выгоднее всего позиционировать как мемориальный, археологический, исторический, тематический и спортивный парк. Остаются выставочный, этнографический, ландшафтный, дендрологический, зоологический и парк развлечения и отдыха.










Проанализировав соседние парки в Воронежской, Липецкой и Тамбовской области, мы обнаружили элементы, которые отсутствуют во всех трёх областях, но при этом могли бы стать особенностью для «Кудыкиной горы».






















уникальный рельеф

этнические 
особенности
народные
промыслы

лэнд-арт
художественные инсталляции

агрокультурные посадки











Ландшафтный парк

Этнографический
парк

Парк-выставка

Дендрологический
парк













В «Кудыкиной горе» есть на что посмотреть: курган, холмы, пересечение двух рек и живописные поля.



Этнография может стать для гостей парка диковинной особенностью, если развивать её централизованно 
и целенаправленно.

Такая типология парка может стать уникальной, так как аналогов целенаправленного развития лэнд-арта 
и масштабных художественных инсталляций нет.


Такое направление может стать отличным дополнением
к ландшафтной составляющей «Кудыкиной горы».


Из-за уникального рельефа парк «Кудыкина гора» выгоднее всего развивать как Ландшафтный парк с элементами этнографического, дендрологического, зоологического и выставочного парков.














Анализ целевой аудитории. Есть 3 группы людей с точки зрения экономики парка.
Нужно определить, какими функциями пользуются посетители, и выяснить, кто желанный гость, а кого придется избегать в архитектурной части проекта.



















Неплатёжеспособные
Платёжеспособные
Приносящие прибыль







Пенсионер
Подросток
Ребенок
Жители соседних деревень
Асоциальные люди
Художники
Собаководы
Пьяницы
Турист
Молодёжь
Родитель с ребёнком
Большие компании
Романтичные парочки
Спортсмены
Фрилансеры
Клубы по интересам
Одиночки
Музыканты/ Артисты
Торговцы

И еще есть сверхзадача повышение уровня визуальной культуры, развитие гуманного отношения к природе и окружающему миру.

В итоге получилась формула будущего парка «Кудыкина гора» это ландшафтный, дендрологический и этнографический парк с элементами зоологического и выставочного, который в основном ориентирован на молодёжь, на родителей с детьми, а также на прибыльных арендаторов и малый бизнес (питание, развлечения, фестивали).











































Концепция

После анализа-исследования и составления технического задания получилось 11 вариантов сюжета парка. Наиболее удачный выделен жирным шрифтом.
Варианты концепций позиционирования:


Природный парк ремёсел
Сад волшебных умений
Природная «Кидзания«
Природный парк народных чудес
Парк сказочной природы
Невероятный парк этнографии
Природно-этническая оранжерея сказок
Фольклорно-этнографический парк природы
Полевая станция юных натуралистов
Парк адаптации к природе
Парк того, что сейчас

В процессе обсуждений, заказчики поняли, что не хотят тратить ресурсы на «народность» парка, поэтому остался «Природный парк чудес».

"Природный парк чудес".

Доминирующая функция: ландшафт.
Возможная программа парка: достижение сверхзадачи через созерцание природных красот, умело подчеркнутых и сохраненных. Необычные способы демонстрации природы и форматы пребывания в парке. Должен быть современным и, чтобы соответствовать выявленной целевой группе, должен обладать большой долей интерактивности. Наполнение парк — максимально приближенные к природе активности. Прогулка и наблюдение — основные способы взаимодействия и связи с чудом. Смещение понятия чуда, как волшебства, в сторону прекрасного, природного.

Возможная архитектура: простая, лаконичная, «невидимая», с чудными необычными элементами.

Функциональное зонирование

Было предложено несколько вариантов функционального зонирования:




1
2
3
4




5
6
7
8

Больше всего к концепции подходит вариант, размещенный ниже, где центральная область парка полностью свободна и природна и может использоваться для лэнд-арт экспозиций, а остальные функции распределены по периметру. Если навести курсор на изображение снизу, можно увидеть, какое зонирование было до недавнего времени.

лето
зима


В итоге, сформировалось 8 тезисов проекта:




Весь маршрут составляет около 5 км.
Периметральный маршрут позволяет охватить всю территорию парка и вовлечь людей в исследование территории.
Мы показали, что в парке есть река. Раньше она была заросшей и непривлекательной.
В сердце парка остаётся нетронутая природа.










Если ты устал, есть кольцевой транспорт — электрокары, которые курсируют по часовой стрелке.
Система остановок спроектирована с привязкой к активностям на маршруте.
На маршруте есть кафе и туалеты примерно через каждые 1,5 км.
Есть карта-путеводитель (смотрите здесь).
По ней можно легко
сориентироваться  
и превратить посещение
 парка в увлекательный квест.

Реализация


контрольно-пропускной пункт
входная группа 2
зона ветряных
арт-объектов

пляж


склад
контактные животные
жилая зона 1 очередь
glamcamp 2 очередь


магазин/ прокат/ выставки
костровая беседка
жилая зона 2 очередь
glamcamp 3 очередь


информационный центр/ ресторан
душ и туалет
glamcamp 1 очередь
выпас цветных овец


прокат/ навес
площадка для фудтрака
парковка на 45 м/м
верёвочный парк


детский центр
беседка для мероприятий
круг управления каретой
внесезонный тюбинг


баня
круглое кафе
площадка посадки на каретный круг
горнолыжный спуск


прокатные кассы
прокат/ каминная
тайная поляна
выпас для коней


неконтактные животные
конюшня
зелёный лабиринт
смотровая башня


помещения зоопарка
остановка для трансферов
парковка на 22 м/м
особенное дерево


спортплощадка
основная парковка на 970 м/м
палаточный лагерь
глазной источник


лодочная станция/ ресепшн
площадка для волейбола
остров с качелями



Конечно, предстоит еще большая работа, которая займет не один сезон. Поэтому некоторые функции в процессе могут «отвалиться» или преобразоваться во что-то новое. И такая адаптивность, возможность приспосабливаться к современным условиям уже заложена в концепцию. Продолжение разработка фирменного стиля.

Но сначала посмотрите фотографии, концепция уже начала реализовываться. И, конечно, лично посетите «Кудыкину гору» и смотрите вместе с нами, как парк меняется от сезона к сезону!

UPD: Маршрут готов!

Реализована пятикилометровая дорога-туристический маршрут для людей, коней и электрокаров. Наслаждайтесь нашей архитектурой:









Icons created by:









Ary Prasetyo
Princess Kamudawati
Iconfactory team
Panda icons
Amy Morgan
Shital Patel
Anden Kadri
Ben Davis
Artem Kovyazin
iconsmind
Dinosoft Labs
Uzier Syarief
Andrey
Andrejs Kirma
Hector Valle
Icon Fair
Shmidt Sergey
lastspark
tracy tam
Arthur Shlaim
Gregor Cresnar
Dairy Free Design
JohnnyZi
Adrien Coquet
Gregory Montigny
Sven Gabriel
artwork bean
Vectors Market
Emma Mitchell
Icon Depot
Kavya
icon54
bmijnlieff
Gregory Montigny
Sandra
Srinivas Agra
Emily Haasch
Nithinan Tatah
Agni
Anton Barbaron
Takao Umehara
Rudez studio
Sergey Demushkin
Ivan Kostriukov
Freepik
Eucalyp
Smashicons










from thenounproject.com
from flaticon.com