Концепция развития территории парка Митино. Главным инструментом преобразований в парке должна быть сама природа. Все что строится - должно быть выращено, все что ограждает - может быть высажено и через время сформирует природную ограду. Архитектурой здесь является сама природа. 

Настроение и атмосфера в парке также формируются через природу. Насыщение активностями должно уравновешивать ландшафт и отличное настроение. Парк Митино как сложившийся организм должен развиваться сам, человек приспосабливает для себя лишь маршруты и настраивает функции парка. 

Выявление существующих проблем парка

 

Общие:

  •  агрессивное городское окружение
  • «потерянные» части парка, нарушающие целостность зеленой территории
  •  некорректная организация сети дорожек (не образует путей и маршрутов)
  •  некоторые входы не связаны с городской структурой
  • отсутствие программного насыщения
  • ЛЭП
  • не выявлены археологические памятники

Объекты:

  • кафе, картинг, центральная площадка загрязняют природный фон парка
  • обустройство источника требует переработки
  • искусственные пруды находятся в запущенном состоянии и требуют переосмысления
  • водонапорная башня требует реставрации и переосмысления
  • дома — чужеродные объекты на территории парка
  • объекты не должны располагаться на территории памятников
  • детские площадки стимулируют переферийное пребывание в парке, и не имеют природного окружения (по сути не отличаются от дворовой площадки)
  • забор спорткомплекса создает преграду движению и требует переосмысления
  • парковка на территории парка должна быть перенесена за пределы, либо озеленена
  • бетонный забор также портит природный фон парка

Функциональное зонирование территории

1. Спортивные объекты

многофункциональные площадки
площадки для воркаута

 

Критерии выбора подходящих мест:

  • расположение вне территории археологическмх памятников
  • необходим плоский рельеф
  • видное расположение
  • равномерный доступ для жителей

На площадках могут происходить занятия танцами, йогой, фитнесом, боевыми
искусствами и т.д. Эти мероприятия могут быть как платными, так и бесплатными.
Когда площадки свободны, они служат видовыми точками.

 

  • расположение вне территорий археологических памятников
  • возможно использование рельефа, скрывающего площадку
  • среднее и пограничное расположение
  • равномерный доступ для жителей
  • спортсмены могут осваивать самые труднодоступные места парка
катание на коньках
экстремальные виды спорта

Критерии выбора подходящих мест:

  • расположение на воде
  • расположение вне территорий археологических памятников
  • плоский рельеф / крутой рельеф (зависит от вида активности)
  • пограничное расположение

площадки для спортивных игр

Критерии выбора подходящих мест:

  • расположение вне территорий археологических памятников
  • плоский рельеф
  • пограничное расположение

2. Археологические объекты

3. Культура

площадки для массовых мероприятий
амфитеатры, кино, театр
Критерии выбора подходящих мест:  
  • расположение вне территорий археологических памятников
  • центральные или примечательные места
  • расположение вне территорий археологических памятников
  • наличие наклона и плоской площадки в рельефе

4. Архитектура

Видовые точки
Игровые площадки

Критерии выбора подходящих мест:

  • точки, в которых скрыт городской фон
  • обустройство святого источника
  • реконструкция башни
  • реконструкция башни
  • точки, в которых скрыт городской фон
  • обустройство святого источника

Фуд-парковки, туалеты

Критерии выбора подходящих мест:

фуд-парковки:

  • пограничное положение
  • плоская площадка

Система питания в парке - мобильная. Располагается она в местах наибольшего скопления людей. Для хранения мобильных пунктов выделены фуд-паркинги

туалеты:

  • активный рельеф

Встраиваются в рельеф, для того чтобы сделать их менее заметными, они могут служить элементами пространства парка: подпорной стенкой, мостиком через овраг, площадкой и т. д.

5. Досуг

Критерии выбора подходящих мест:

пикниковые зоны:

  • расположение вне территорий археологических памятников
  • открытая местность
  • пологий рельеф

площадки для выгула собак:

  • расположение вне территорий археологических памятников
  • пограничное полжение

Общая схема функционального зонирования

Тематические пути

1. Входные группы

Критерии выбора подходящих мест:

  • исходя из городского окружения, привязываясь к пешеходной сети дорожек.
  • сужествующие стихийно организованные входы
  •  удобство жителей микрорайона

Характеристики:

  • создание входных групп за счет прорежения зеленых насаждений - кустарников и сосен (подробнее см. схему озеленения границы парка)

2. Спортивный маршрут

Критерии выбора подходящих мест:

  • спортивный маршрут проходит вблизи спортивных точек
  • дорожки не пересекают территории памятников

Характеристики:

  • дорожки разделяются на велосипедные и беговые
  •  в зимний период велосипедные дорожки меняются на лыжный маршрут, а плоская часть беговых маршрутов становится катком
  • площадки, предназначенные для занятия спортом, нанизаны на маршрут

3. Археологический маршрут

Критерии выбора подходящих мест:

  • археологические пути окружают памятники, проходя к ним как можно ближе, но не пересекая
  • дорожки не пересекают территории памятников

Характеристики:

  • вдоль путей устраивается открытый музей (место и количество будут зависеть от находок)
  • предполагается утсановка информационных стендов и карт
  • силуэты курганов, селищ остаются, подчеркиваются высадкой цветов, травы или деревьев, с целью выделения исторического места

4. Прогулочный маршрут 

 

Критерии выбора подходящих мест:

  • маршрут соединяется с сетью видовых точек
  • дорожки не пересекают территории памятников

Характеристики:

  •  прогулочный путь проходит через наиболее живописные места и служит связующей сетью инфраструктуры

5. Быстрый маршрут

Критерии выбора подходящих мест:

  • соединяет входные точки наиболее прямыми путями, учитывая рельеф
  • дорожки не пересекают территории памятников

Характеристики:

  • маршрут создает наиболее быстрые пути пешеходов через парк и способствует притяжению большего количества жителей в парк

Средовые элементы

Описание подхода:

Поскольку во многих местах парка невозможно возведения архитектуры в привычном смысле, зелень используется как пространствообразующий элемент. При помощи зеленых насаждений различного характера рождается определенная атмосфера места. Архитектура в привычном понимании заменяется природной, выращенной. Густо посаженные деревья создают интерьерное уютное место, Деревья, высаженные в ряд, создают прозрачную границу. Деревья, высаженные равномерно, позволяют блуждать среди них, как между колонн. Высокая трава — идеальный забор, предотвращающий схождение с маршрута. На этом подходе основана пространственная организация парка.

1. Использование рельефа

  • холм

Функция может быть переменчивой, главное - это рельеф.
На холмах могут проводиться различные массовые мероприятия, просмотры кино на открытом воздухе, арт-инсталляции и т.д.

  • овраг

Овраг имеет две принципиальных точки обзора: сверху и снизу. При обзоре снизу овраг окружает, создает уют, безветрие
и тишину. С верхней точки овраг открывает панорамный обзор. Овраг - это углубленное пространство, соответственно, оно менее доступное и тем самым более уединенное.

  • два холма

Два холма в отличии от оврага лежат в том же уровне, что и дорожки, соответственно, они
располагают к более массовому и активному использованию.

  • зеленые острова

Природные элементы имеют важный и необычный для архитектуры параметр: изменчивость. Некоторые посадки растений начинаются на раннем этапе, чтобы павильоны и пространства начали расти.

2. Археология

Первый этап работы с археологическими площадками — подготовка территорий, пересадка деревьев и чистка, затем этап раскопок. Площадки памятников остаются чистыми и нетронутыми. Археологические работы не будут мешать обустройству парка. После раскопок будет производиться работа с экспонатами, идеи для выставки, соответственно, будут связаны с находками. Восстановленные ландшафты и после раскопок останутся свободными, покрытыми травой или цветами.

3. Границы

Существуют два типа границ: город и вода. Городская граница — сложный и важный элемент парка. Она должна достаточно изолировать, чтобы оградить парк от городского окружения, но, в то же время, она должна быть прозраной, чтобы привлекать
внимание тем, что внутри. Сегодня граница парка — это металлический забор. Предлагается создать границу зеленью. Первым этапом засаживаются кусты и саженцы сосен. Они сохраняют визуальный контакт. Затем подрастающие деревья вытесняют разросшиеся кустарники. Теперь граница существует за счет деревьев, а сквозь неветвистые стволы сосен виден парк.

4. Архитектурные формы

5. Освещение

Использование разных типов освещения помогает усиливать пространственные схемы. Например, на быстром маршруте наиболее комфортное фонарное освещение. Для спортивного маршрута будет удобной подсветка дорожек с двух сторон. Для археологического маршрута предпочтительнее подсветка рельефа, а для прогулки легкая линейная подсветка вдоль дорожки.

Развитие парка в будущем

  • Год 1. Безграничные возможности функционального зонирования на существующем ландшафте: 
  • 2-4 года. Ревитализация всей среды + корректировка и дифференциирование маршрутов передвижения:
быстрый маршрут прогулочный маршрут
спортивный маршрут образовательный маршрут

 

  • 5-10 лет. Мы не строим, мы выращиваем пространства ( +добавляем совсем немного необходимых МАФов) :
  • Как за 15 лет вырастить комфортную и разнообразную среду (смотреть совместно со схемой выращивания пространств): 

1. Как обыграть регулярные посадки

2. Что делать с заросшим фонтаном

3. Как вырастить пространства

На одном участке предлагается вырастить лес птиц площадью 50м2:

4. Как сделать функции более удобными и понятными без архитектуры

5. Как создать природные арт-объекты

6. Как вырастить павильоны

Визуализации